Международная Соросовская Программа Образования в Области
Точных Наук (ISSEP) приглашает Вас принять участие в VII Соросовской олимпиаде
школьников по математике, биологии, физике и химии.
Олимпиада этого года по традиции начинается с проведения
заочного тура по математике (для 8, 9, 10, 11-х классов), биологии и химии
(для 9, 10 и 11-х классов), физике (для 10 и 11-х классов). Участник может
выполнять задания за класс, в котором он учится в 2000/2001 учебном году,
или за старшие классы (требования к решениям одинаковы независимо от возраста).
Участник Соросовской олимпиады может соревноваться по одному или нескольким
предметам.
Решения заданий по каждому предмету или классу будут проверяться
и оцениваться отдельно, поэтому они должны содержаться в отдельных тетрадях.
Результаты проверки высылаются участникам в школы. Решения задач будут
опубликованы. Участники заочного тура, показавшие лучшие результаты, будут
награждены.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТ ЗАОЧНОГО ТУРА
Решения задач должны быть представлены на русском языке
в обыкновенной школьной тетради в клетку. На обложке напишите печатными
буквами свою фамилию, класс и предмет, по которому выполнена работа.
На первой (белой) странице тетради (за обложкой) напишите
печатными буквами разборчиво без сокращений:
1) название предмета, по которому выполнена работа;
2) класс, за который выполнена работа;
3) вашу фамилию, имя, отчество;
4) номер школы или юридическое название школы, в которой
вы учитесь;
5) полный адрес школы с индексом;
6) телефон школы с кодом города;
7) полный домашний адрес с индексом;
8) домашний телефон с кодом города;
9) фамилию, имя, отчество вашего учителя по данному предмету.
Внимание! В случае нарушения правил оформления или неразборчивого
почерка мы не можем гарантировать, что ваша работа будет проверена.
На второй странице (оборот первой) обязательно выпишите
все ответы по всем решенным задачам в порядке их следования в задании.
Если вы не решали задачу, то против ее номера поставьте прочерк. Если ответ
в задаче выносить не следует, об этом сказано в ее условии.
Условия задач переписывать не нужно. Решение каждой задачи
следует писать в порядке ее следования в задании, начиная с третьей страницы.
Решение каждой задачи желательно поместить на одном листе (оно должно быть
лаконичным, но без ущерба для полноты изложения; при проверке оцениваются
фрагменты решения). Решение каждой задачи начинайте с новой страницы.
Работы заочного тура необходимо выслать почтой не позднее
4 декабря 2000 года (для отдаленных районов 13 декабря) по адресу: 117234,
Москва, а/я 590, "Олимпиада".
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ
Первый тур нашей олимпиады по биологии отличается от последующих
тем, что он является заочным: время для подготовки и написания ответов
не ограничивается несколькими часами, к тому же можно использовать любую
литературу. В этом году вариант заочного тура состоит из двух частей: задачи
1-3 предполагают прежде всего работу с литературой, а задачи 4-7 построены
так же, как и задачи очных туров (их можно считать тренировочными).
Учащихся, приступающих к решению наших задач, хотелось
бы предостеречь от одного типичного заблуждения. Возможность обращаться
к литературе при подготовке ответов вовсе не означает, что олимпиадные
работы должны напоминать рефераты, а состязание сведется к выяснению того,
кто из школьников проявил больше усидчивости и работал в более богатой
библиотеке.
Осмысление уже известных фактов - важная часть биологического
исследования. Научные проблемы не возникают в готовом виде: "Исходя из
перечисленных известных фактов, определить то-то и то-то". Для ученого
крайне важно умение собирать необходимую информацию и анализировать ее,
проверять разные версии, сопоставляя вытекающие из них выводы с уже установленными
свойствами живых организмов. Вот почему на заочном туре вам предложены
задачи, для решения которых понадобится согласовывать "полет фантазии"
при создании собственных гипотез и анализ фактического материала, найденного
в литературе (учебниках, справочниках, энциклопедиях, научно-популярных
книгах и др.).
Задачи 1-3 в варианте каждого класса состоят из двух частей
- пунктов А и Б. В пункте А требуется ответить на конкретный вопрос о свойствах
нескольких организмов, органов или других биологических объектов. После
этого в пункте Б нужно сделать выводы: обобщить данные, выдвинуть новые
версии и т.п. Мы старались, чтобы решение задач продвинуло вас в понимании
ряда важных биологических понятий. Знакомство с ними ценно не только и
не столько для успеха на олимпиаде (вовсе не обязательно в задачах второго
тура встретятся те же самые понятия), но прежде всего - для расширения
ваших знаний. В связи с этим не стоит переживать, если для некоторых объектов,
упомянутых в пункте А, вам не удастся найти требуемые сведения. Обычно
можно перейти к пункту Б и хорошо с ним справиться, даже не до конца разобрав
пункт А.
Внимание! На вторую страницу работы выносятся ответы только
на пункт А и только для задач 1-3! При этом достаточно вместо названий
организмов, органов или процессов написать их номера в перечне. В ряде
случаев названия организмов, приведенные в условиях задач, объединяют несколько
биологических видов. Если ответ на поставленный вопрос для разных видов
неодинаков, вам следует это указать.
В решении задачи, прежде чем приступать к анализу пункта
5, нужно повторить ответ на пункт А (т. е. текст, вынесенный на вторую
страницу работы).
Стремитесь к лаконичности изложения! Переписывание в тетрадь
сведений, которые как-то характеризуют рассматриваемый биологический объект,
но не помогают получить ответ на конкретный вопрос, не принесет вам никаких
дополнительных баллов.
Задачи заочного тура
VII Соросовской олимпиады школьников
Задачи по физике
Задачи по биологии
Задачи по химии
Задачи по математике
|