Международная Соросовская
Программа Образования в Области Точных Наук (ISSEP) приглашает Вас принять
участие в VI Соросовской олимпиаде школьников по математике,
биологии, физике и химии.
В прошлом, 1998/99 учебном
году после проведения заочного, очного и финального туров дирекция
Олимпиады получила для проверки 281000 тетрадей школьников из всех
регионов России, многих стран СНГ и ближнего зарубежья. 11700 школьников
из 2400 школ 81 региона России, а также Украины, Белоруссии, Молдавии,
Казахстана, Киргизии, Грузии, Армении и Эстонии были допущены к участию в
финальном туре Олимпиады. Финальный тур проходил одновременно в 90 городах
России и других стран. Победителями Олимпиады стали 733
школьника.
Организаторы всегда
стремятся устроить Олимпиаду как праздник ярких идей, открытый и доступный
для всех желающих. Структура проведения Олимпиады предоставляет
возможность любому школьнику вне зависимости от территориальных делений и
национальных границ принимать в ней участие, и только благодаря
собственным успехам он может далее подниматься по ее крутым
ступеням.
Олимпиада этого года по
традиции начинается с проведения заочного тура по математике (для 7, 8, 9,
10,11-х классов), биологии и химии (9, 10 и 11-х классов), физике (для
10-х и 11-х классов). Участник может выполнять задания за класс, в котором
он учится в 1999/2000 учебном году, или за старшие классы (требования к
решениям одинаковы независимо от возраста). Участник Соросовской олимпиады
может соревноваться по одному или нескольким предметам. Решения заданий по
каждому предмету или классу будут проверяться и оцениваются отдельно,
поэтому они должны содержаться в отдельных тетрадях. Результаты проверки
высылаются участникам в школы. Решения задач будут
опубликованы.
Правила оформления работ
заочного тура
Решения задач должны быть
представлены на русском языке в обыкновенной школьной тетради в клетку. На
обложке напишите печатными буквами свою фамилию, класс и предмет, по
которому выполнена работа. На первой (белой) странице тетради (за
обложкой) напишите печатными буквами разборчиво без сокращений:
1) название предмета, по
которому выполнена работа;
2) класс, за который выполнена работа;
3) вашу фамилию, имя, отчество; 4) номер школы или юридическое название
школы, в которой вы учитесь; 5) полный адрес школы с индексом; 6)
телефон школы с кодом города; 7) полный домашний адрес с
индексом; 8) домашний телефон с кодом города; 9) фамилию, имя,
отчество вашего учителя по данному предмету.
Внимание! В случае
нарушения правил оформления или неразборчивого почерка мы не можем
гарантировать, что ваша работа будет проверена.
На второй странице (оборот
первый) обязательно выпишите все ответы по всем решенным задачам в порядке
их следования в задании. Если вы не решали задачу, то против ее номера
поставьте прочерк. Если ответ в задаче выносить не следует, об этом
сказано в ее условии.
Условия задач переписывать
не нужно. Решение каждой задачи следует писать в порядке ее следования в
задании, начиная с третьей страницы. Решение каждой задачи желательно
поместить на одном листе (оно должно быть лаконичным, но без ущерба для
полноты изложения; при проверке оцениваются фрагменты решения). Решение
каждой задачи начинайте с новой страницы.
Работы заочного тура
необходимо выслать почтой не позднее 13 декабря 1999 года (для отдаленных
районов 20 декабря) по адресу: 117234, Москва, а/я 590,
«Олимпиада»..
Желаем успехов!
Уважаемые
руководители школ и учителя!
За пять лет Соросовские
олимпиады собрали более 700000 участников из всех регионов России, многих
стран СНГ и ближнего зарубежья. Система организации олимпиад
совершенствуется год от года, обеспечивая соблюдение принципа максимальной
доступности: двери, ведущие на Олимпиаду, всегда широко открыты для всех
желающих в ней участвовать. Но никакая самая отлаженная система управления
не смогла бы воплотить в жизнь принципы Соросовской олимпиады, если бы они
не были востребованы и не нашли масштабной поддержки образовательного
сообщества.
Дирекция Международной
Соросовской Образовательной Программы считает необходимым выразить
глубокую благодарность всем руководителям и работникам департаментов
образования, директорам и учителям школ, родителям школьников, приложившим
немало усилий для того, чтобы сотни тысяч школьников смогли проявить свои
знания и способности, поверить в свои силы и в конечном итоге выбрать свой
путь в жизни.
VI Соросовская олимпиада
школьников по традиции начинается с проведения заочного тура. Мы надеемся,
что задания этого тура станут доступными для учащихся вашей школы и они
вместе с десятками тысяч школьников России и других стран получат
возможность попробовать свои силы в Олимпиаде. После подведения итогов
первого (заочного) тура планируется проведение второго (очного)
тура во многих школах России и других странах.
Дирекция Соросовской
олимпиады предлагает организовать проведение второго (очного) тура на базе
вашей школы.
Заявку на проведение
второго (очного) тура в вашей школе с указанием ее адреса и телефона,
подписанную директором или другим должностным лицом и заверенную печатью
школы, просим послать по почте в адрес дирекции (указан выше) не позднее
22 ноября 1999 года.
Даты проведения, регламент
и задания второго тура в случае вашего согласия будут высланы в ваш адрес
заказным письмом или доставлены нашим представителем
заблаговременно.
С уважением директор
программы “Соросовская олимпиада
школьников” Б.И.Миропольский
Дорогие друзья!
Первый тур нашей олимпиады отличается от
последующих тем, что он является заочным: время для подготовки и написания
ответов не ограничивается несколькими часами, к тому же можно использовать
любую литературу. В этом году вариант заочного тура состоит из двух
частей: задачи 1–3 рассчитаны прежде всего на работу с литературой, а
задачи 4–7 построены так же, как и задачи очных туров (их можно считать
тренировочными).
Учащихся, приступающих к решению наших
задач, хотелось бы предостеречь от одного типичного заблуждения.
Возможность обращаться к литературе при подготовке ответов вовсе не
означает, что олимпиадные работы должны напоминать рефераты, а состязание
сведется к выяснению того, кто из школьников проявил больше усидчивости и
работал в более богатой библиотеке.
Осмысление уже известных фактов – важная
часть биологического исследования. Научные проблемы не возникают в готовом
виде: «Исходя из перечисленных известных фактов, определить то-то и
то-то». Для ученого крайне важно умение собирать необходимую информацию и
анализировать ее, проверять разные версии, сопоставляя вытекающие из них
выводы с уже установленными свойствами живых организмов. Вот почему на
заочном туре вам предложены задачи, для решения которых понадобится
согласовывать «полет фантазии» при создании собственных гипотез и анализ
фактического материала, найденного в литературе (учебниках, справочниках,
энциклопедиях, научно-популярных книгах и др.).
Задачи 1–3 в варианте каждого класса
состоят из двух частей – пунктов а) и б). В пункте а) требуется ответить
на конкретный вопрос о свойствах нескольких организмов, органов или других
биологических объектов. После этого в пункте б) нужно сделать выводы:
обобщить данные, выдвинуть новые версии и т.п. Мы старались, чтобы решение
задач продвинуло вас в понимании ряда важных биологических понятий.
Знакомство с ними ценно не только и не столько для успеха на олимпиаде
(вовсе не обязательно в задачах второго тура встретятся те же самые
понятия), но прежде всего – для расширения ваших знаний. В связи с этим не
стоит переживать, если для некоторых объектов, упомянутых в пункте а), вам
не удастся найти требуемые сведения. Обычно можно перейти к пункту б) и
хорошо с ним справиться, даже не до конца разобрав пункт а).
Внимание! На вторую страницу
работы выносятся ответы только на пункт а) и только для задач 1 –
3! При этом достаточно вместо названий организмов, органов или
процессов написать их номера в перечне. В ряде случаев названия
организмов, приведенные в условиях задач, объединяют несколько
биологических видов. Если ответ на поставленный вопрос для разных видов
неодинаков, вам следует это указать.
В решении задачи, прежде чем приступать к
анализу пункта б, нужно повторить ответ на пункт а), т. е. текст,
вынесенный на вторую страницу работы.
Стремитесь к лаконичности изложения!
Переписывание в тетрадь сведений, которые как-то характеризуют
рассматриваемый биологический объект, но не помогают получить ответ на
конкретно поставленный вопрос, не принесет вам никаких дополнительных
баллов.