Занин С.В. "Борьба патрициев и плебеев в Древнем Риме
Содержание
Удаление плебеев на Священную Гору
Все даты даны от основания Рима (776 д.н.э.)
Между тем экономическое положение плебеев было очень тягостно: вследствие непрерывных воин
и высоких налогов они запутывались в долгах, расплачиваться за которые по господствовавшей в
то время системе приходилось не имуществом, а личностью. Диктатор Валерий, понимавший всю опасность
положения, предлагал сенату облегчить хоть сколько-нибудь положение плебеев, но его старания не
привели ни к чему. Тогда доведенные до крайности плебеи решили отделиться от Рима и основать
свой город. С этой целью они перешли реку Анио и расположились на Священной горе (первое отшествие
260 г. до н.э.). Патриции, лишившись в их лице самой многочисленной части своего войска, напугались
и пошли на уступки. Результатом переговоров были так называемые священные законы, объявившая
амнистию для отделившихся, кое-какие послабления в долгах, а главное, признавшая за плебеями
право избирать своих сословных представителей – народных трибунов и эдилов.
Но плебеи на этом не успокоились: они стали стремиться к признанию за их собраниями законодательной
власти. Так как патриции прибегали к самому грубому противодействию, поднимая шум и не давая плебеям
заниматься делами, то в 262 г. трибун Ицилий провел в плебейском собрании плебисцит (сходку
плебеев), согласно которому лицо, мешающее трибуну говорить на собрании, может быть им оштрафовано,
и если не представить поручителей в уплате штрафа, даже осуждено на смерть; провокация на такой
приговор допускалась лишь перед плебейским же собранием. Закон Ицилия о плебесците
не получил сенатского утверждения, но на практике применялся, присвоив, таким образом, в известной
степени собраниям плебеев законодательную власть и право уголовного суда; это право с каждым
годом все расширялось, возбуждая недовольства среди патрициев, которые не останавливались даже
перед убийством наиболее энергичных вождей народа. Трибуны падали духом и не решались уже
действовать в прежнем направлении. Тогда, чтобы воскресить них былую энергию, по предложению
Публия Волерона (lex Publilia Voleronis 282 г.) постановил впредь выбирать трибунов в собраниях
плебеев по трибам, не без основания рассчитывая усилить этим путем их независимость от патрициев.
Закон Волерона прошел, впрочем, не без сопротивления патрициев.
Достигнутые до сих пор результаты, все-таки недостаточно обеспечивали положение плебеев в виду
отсутствия писанного законы, что давало патрициям возможность произвольного толкования права
при отправлении суда. Поэтому в 292 году трибун Терентилий Арса предложил в плебейском собрании
составить комиссию для написания законов в руководство консулам. Сенат отказал в своем согласии,
но плебеи пять лет подряд выбирали одних и тех же трибунов, которые возобновляли предложения
Терентилия. Патриции, наконец, пошли на мелкие уступки: в 297 г. сенат допустил увеличить число
трибунов до 10, в 298 г. плебеям для постройки домов предоставили общественную землю на Авентийском
холме (plebiscitum Icilium de Aventimo publicando), в 300 г. консулы проводят в центуриатном
собрании Закон Атерния Тарпея, предоставившую плебейским магистратам multae dictio (т.е. право
налагать имущественные штрафы) и установившую известную постепенность в наложении штрафов, а также
высший предел безапелляционного штрафа (2 овцы и 30 быков). Так как плебеи, несмотря на эти уступки,
стояли на своем, согласившись только на чисто патрицианский состав законодательной комиссии, то в
300 году три патриция отправлены были в Грецию ознакомиться с законами Солона, а по их возвращении
составлена (в 302 г.) кодификационная комиссия из 10 патрициев – "десять мужей для написания законов",
которой предоставили полную власть в государстве: на этот год не выбирались ни консулы ни трибуны;
не допускалась на децемвиров и провокация. В течение 303 г. они написали лишь часть законов (на 10
таблицах), а потому им была продолжена власть и на 304 год; работа второго года дала еще две
таблицы. Все эти законы прошли через центуриатное собрание (две последние таблицы были проведены
консулами уже после падения децемвиров) и составили так называемые "Законы 12 Таблиц". По
составлении законов власть децемвиров должна была кончиться, но им не хотелось лишиться власти: они
не слагали с себя звания и олигархически управляли государством, так что была власть своего рода
десяти царей. Озлобленные плебеи искали только предлога к восстанию. Согласно преданию, такой
предлог и представился в покушении децемвира Аппия Клавдия на женскую честь плебеянки Виргинии.
Возмущение плебеев выразилось во вторичном отшествии на Священную гору; кроме того, они укрепились
на Авентине, откуда угрожали Риму. Лишь стараниями Валерия и Горация удалось убедить их вернуться
под условием избрания снова народных трибунов и консулов (305 г.). Консулами были избраны примирители
– Валерий и Гораций. Они провели ряд законов, Законы Валерия Горация, содержание которых сводится к
следующему:
а) восстанавливаются и объявляются нерикосновенными плебейские учреждения, введенные после
первого отшествия, а также десять судей;
б) Объявляется неотмений провокация; предложение закона, запрещающего провокацию против
какого-либо магистрата, обрекает автора на смерть;
в) признаются собрания народа по трибам.