Кроме двух уровней заданий, в этом году не составлялись отдельно вопросы для школьников 10 и 11 классов - всем были предложены одни и те же вопросы.
Вопросы на 10 баллов:
1. Какие физиологические и анатомические адаптации позволяют отнести растения к суккулентам? Какие физиологические стратегии выживания этих растений Вам известны?
2. После вырубки лесов часто прекращается размножение лососей в ручьях и речках, протекающих здесь (лососи строят гнезда в галечном дне). Как это объяснить?
3. В Италии есть так называемая "собачья пещера", т.к. человек, находящийся в ней некоторое время, остается невредимым, а собаки погибают. В чем причина?
4. В эукариотической клетке отмечены следующие мутации: А) во всех белках вместо одной амино- кислоты присутствует другая; Б) синтез всех белков обрывается на одном и том же кодоне В) вместо нормальных белков синтези- руются очень большие полипептиды, не имеющие какой-то функции; Г) нет видимых изменений в белках, хотя мутация произошла; Д) наблюдается удвоенный синтез оп- ределенного белка. Какие возможные причины каждой из этих мутаций?
5. Как с точки зрения молекулярной биологии можно объяснить наличие доминантного и рецессивного признаков?
6. Генетическая задача. В F1 получены следующие бабочки: 20 светлых самцов, 41 полутемный самец, 11 светлых самок, 21 темный самец, 10 темных самок и 19 полутемных самок. Как можно объяснить эти данные?
Вопросы на 5 баллов:
1. В 1998 году исполняется 100 лет открытию С.Г.Навашиным двойного оплодотворения у цветковых растений. Каковы эволюционные преимущества такого вида оплодотворения?
3. Частота дыхания у собаки в жару резко возрастает. У человека такое явление не наблюдается. Почему?
4. Предложены следующие организмы: человек, горилла, инфузория, стрептококк, плеврококк, яблоня, шампиньон, осповирус, бледная спирохета, молочная планария, медуза, эвглена зеленая, бабочка, кальмар, ящерица, журавль, жаба, ланцетник, папоротник, ель,трипаносома, эхинококк, трутень, спорынья, дрожжи, вольвокс, муравей и губка. Предложите как можно больше критериев их подразделения на группы по любому признаку или свойству (например: 1. По числу клеток - одно- и многоклеточные…)
5. Какие причины отсутствия глаз у крота или слепыша можно выдвинуть с позиций теорий Ламарка и Дарвина?
6. Генетическая задача. В одной панмиктической популяции частота рецессивного аллеля - а равна 0,3, а в другой - 0,7. В какой популяции больше гетерозигот?