1. Во время ремонта в
лаборатории случайно покрасили одинаковой краской баллоны с водородом и
метаном. Предложите три разных способа определения: в каком баллоне какой
газ находится. Приведите, если нужно, уравнения реакций.
2. Мама поручила юному
химику “посмотреть за кашей”. Вместо того чтобы помешивать варящуюся кашу,
он просто смотрел на эмалированную кастрюлю. В результате каша подгорела.
Чтобы отмыть кастрюлю, юный химик залил ее 40%-м раствором гидроксида
натрия и подогрел. Нагар растворился, эмаль – тоже.
1. Почему без
перемешивания каша подгорает? 2. Почему растворилась эмаль?
Приведите возможные уравнения реакций. 3. Какие правила
техники безопасности нарушил юный химик?
3. Автор средневекового
алхимического трактата приводит следующий рецепт “водки для
золота”:
“Возьми совершенно сухого
венгерского синего купороса и селитры, более фунта нашатырной соли. Сделай
из этого крепкую водку в стеклянном, хорошо замазанном сосуде, снабженном
стеклянной крышкой или колпаком”. 1. Какие реактивы
предлагает использовать алхимик? Приведите их формулы. 2. Как
“сделать водку” из этих реактивов? Опишите последовательность операций,
укажите условия проведения реакций. 3. Приведите уравнения
реакций. Какой качественный состав имеет “водка для
золота”? 4. Напишите уравнение реакции растворения золота в
этой “водке”.
4. В два стеклянных
сосуда, соединенных с манометрами для измерения давления, поместили пучки
медной проволоки, распределенные по всему объему сосудов. Затем первый
сосуд наполовину заполнили 15%-й соляной кислотой. Оставшийся объем сосуда
заполнили кислородом до давления 1 атм. Второй сосуд наполовину заполнили
37%-й соляной кислотой. Оставшийся объем второго сосуда заполнили аргоном
до давления 1 атм.Оба сосуда изредка покачивали для перемешивания. Через
некоторое время оказалось, что давление в обоих сосудах изменилось, причем
в одном из них оно уменьшилось, а в другом увеличилось.
1. Какие реакции
могли протекать в первом и втором сосудах? Приведите
уравнения. 2. В каком сосуде давление уменьшилось и
почему? 3. В каком сосуде давление увеличилось и
почему? 4. Известно, что согласно положению в ряду напряжений
(активности) металлов медь не реагирует с соляной кислотой. Почему в
описанных случаях возможно протекание реакций?
5. Лаборант решил
обезвредить ртуть из разбитого термометра. Для этого он залил собранную
ртуть смесью крепкой соляной кислоты с небольшим количеством азотной
кислоты и оставил в закрытой банке на несколько суток. Получившийся белый
осадок лаборант растворил в избытке азотной кислоты. Все работы лаборант
выполнял на алюминиевом поддоне. Случайно пролитый на поддон сильнокислый
раствор лаборант тщательно нейтрализовал содой и вытер. В результате
неаккуратной работы у лаборанта сильно корродировали алюминиевый поддон и
вилка, которой он пользовался в столовой.
1. Напишите уравнения
упомянутых реакций. 2. Какие ошибки допустил
лаборант? 3. Ваш младший брат (сестра) разбил медицинский
термометр, взрослые придут не скоро. Что вы будете
делать?
6. В колбе объемом 2,8
л содержится 7,0 г индивидуального газа при 0 °С и 2 атм. 1. Какой это может
быть газ? Приведите не менее трех вариантов ответа. 2. Для
каждого варианта напишите уравнение реакции этого газа с
кислородом.
7. В качестве
консервирующей добавки при производстве газированных (шипучих) вин
используется оксид серы (IV) (сернистый ангидрид) в количестве до 400 мг
на литр вина. Растворимость оксида углерода (IV) в газированных напитках –
около 800 мл газа на литр жидкости при комнатной температуре
(20 °С). 1. Сколько
процентов (по объему) сернистого ангидрида содержит углекислый газ,
используемый для производства шипучих вин? 2. Как обнаружить
примесь сернистого ангидрида в углекислом газе? Приведите уравнения
реакций.
8. Лаборант случайно
разбил склянку с реактивом. На полу среди бесцветных кристаллов лежал
кусок этикетки с надписью: “...стый перегнанный”. Догадавшись, что было в
банке (соль, не содержащая редких или ядовитых элементов), лаборант стал
убирать с пола остатки мокрой тряпкой... Произошел довольно громкий
хлопок, комната наполнилась клубами очень едкого тумана. Удивленный
лаборант (к счастью, он работал в маске) решил проанализировать оставшиеся
кристаллы. Навеску массой 0,445 г он осторожно растворил в 100 мл 5%-й
азотной кислоты и добавил избыток раствора нитрата серебра. Выпал белый
творожистый осадок, масса которого после высушивания составила 1,435 г.
Результаты анализа соответствовали первоначальной догадке
лаборанта. 1. Какой состав
имела соль из разбитой банки? 2. Почему эта соль бурно
реагировала с мокрой тряпкой? 3. Почему лаборант растворял
соль не в воде, а в разбавленной азотной кислоте? 4. Почему
эту соль можно очищать перегонкой? В каких условиях это
делают? 5. Можно ли убирать данный реактив мокрой тряпкой,
если на этикетке написано “кристаллический”? Чем отличается
“кристаллический” реактив от “перегнанного”?
9. Напишите формулы и
названия всех известных вам кислот, образованных хлором, водородом и
кислородом. 1. Для каких из
перечисленных кислот хлора существуют аналогичные кислоты фтора?
Напишите их формулы и названия. 2. Какие степени окисления
проявляют фтор и хлор в этих кислотах? Сколько связей они при этом
образуют? Объясните на основании электронного строения атома, почему не
для всех кислот хлора есть аналогичные кислоты
фтора.
10. В каких случаях при
разложении безводных солей образуются свободные металлы? Приведите не
менее трех разных примеров, напишите уравнения реакций.