Фосс С.Г. "Стохастические системы и сети обслуживания"
Содержание
Введение
"Очереди есть бедствие нашей эпохи"
(кто-то это наверняка сказал)
Первые математические работы по системам обслуживания появились в начале
двадцатого века. Они были тесно связаны с практическими задачами,
касавшимися вопросов обслуживания телефонных линий, определения
оптимального количества касс и продавцов в торговых предприятиях,
выработки правил расчета запасов в магазинах, достаточных для их
бесперебойной работы, и других. Среди этих работ особо важное место занимают
исследования датского ученого А.К.Эрланга (1878-1929). Благодаря развитию теории
вероятностей, к середине двадцатого столетия
теория систем обслуживания
получила хороший математический фундамент.
Среди фамилий ученых,
внесших наибольший вклад в теорию очередей,
следует назвать такие, как
Ф.Поллачек, А.Я.Хинчин, Б.В.Гнеденко, Ж.Ф.С.Кингман, Р.М.Лойнес,
С.М.Росс, В.Л.Смит, Г.Коэн, А.А.Боровков, У.Прабху,
П.Франкен, В.А.Малышев.
В последние годы произошел бурный всплеск исследований в области теории систем обслуживания.
Научные работы, в которых одновременно встречаются слова "очередь"
и "случайность", составляют в мире
среди математических статей за 1980-1995 годы - 13 процентов ;
среди диссертаций за 1980-1995 годы - 24 процента ;
среди работ, опубликованных в научных и инженерных журналах и сборниках
в областях физики,
электроники, вычислительных методов и информационных технологий - 60 процентов
(данные по индексу INSPEC, разработанному американским и немецким обществами
электронной инженерии).
В практике возникают новые и новые задачи, связанные с очередями и требующие
математического решения, что способствует появлению новых и развитию
известных
направлений исследований. Например, с каждым годом компьютерные системы
работают все быстрее и быстрее, но их очереди становятся все длиннее и длиннее.
Поэтому стали актуальными проблемы, связанные со "взаимодействием" очередей
в течение длительных промежутков времени. А это привело к интенсивному развитию
направления, получившего название "теория больших уклонений" ("large
deviation theory").
Статьи по математической теории систем обслуживания побликуются в десятках
различных журналов.
С 1986 года издается специализированный математический журнал "Queueing Systems"
("Системы очередей").
В любой системе обслуживания
предполагается наличие объектов двух типов: обслуживающих устройств
(другие названия: обслуживающие приборы, серверы, каналы и т.д.) и
клиентов
(другие названия: заявки, вызовы, требования и т.д.), нуждающихся
в обслуживании.
Мы будем использовать термины сервер и
вызов. Правило или алгоритм взаимодействия вызовов и серверов мы
будем называть дисциплиной обслуживания, или дисциплиной.
Отметим, что, вообще говоря, вызову
может требоваться несколько обслуживаний на одном или нескольких
серверах. Обычно термин "система обслуживания"
(по-английски: "queueing system") употребляется при рассмотрении
относительно простых
моделей, в которых каждый вызов может иметь только одно обслуживание на
некотором сервере. Если же вызовы должны пройти обслуживания на ряде
приборов в соответствии с заданными маршрутами, то принято говорить о
"сети обслуживания" (по английски: "queueing network"). Другими
словами, сеть - это просто сложная система.
Число моделей систем (сетей) обслуживания, используемых на практике
и изучающихся в теории, очень и очень велико. Даже для того, чтобы
схематично описать основные их типы, требуется не один
десяток страниц. Поэтому в данной работе мы рассмотрим только
три "характерных" вида систем обслуживания: системы с очередью,
системы множественного доступа и системы поллинга.
При этом
будем предполагать, что эти системы являются
"открытыми" для вызовов, т.е. вызовы поступают
в систему извне (в некотором "входном потоке"), каждому из них
требуется конечное число
обслуживаний, по окончании
последнего из которых вызов навсегда покидает систему;
а дисциплины обслуживания таковы, что
в любой момент времени каждый сервер может обслуживать не более одного
вызова (другими словами, не допускается "параллельного" обслуживания
двух и более вызовов одним сервером).
Во всех случаях мы обсудим условия, которые гарантируют стабильную работу
системы.
Так как процесс поступления и обслуживания вызовов могут зависеть от
множества
факторов, носящих случайный характер, то они тоже являются случайными, или
стохастическими.