Введение
На первый взгляд финансовая математика
сводится к арифметике. В повседневной жизни, наша
"бухгалтерия" состоит из четырех арифметических
действий. Но ситуация усложняется,
когда речь идет о небольших коммерческих
операциях, не говоря уже о банковской деятельности.
Действительно, любая коммерческая операция предполагает
много факторов: сумма кредитов, его срок,
цену товара, способ погашения долга,
способ начисления процентов, распределение
прибыли и т.д.
Профессиональное занятие бизнессом требует, прежде
всего, умения оценивать все возможные результаты
финансовых операций.
Для этого необходимы определенные знания в области финансовых
вычислений. Кроме арифметики в коммерческих и финансовых
расчетах используются
многие разделы современной математики:
методы математического анализа,
теории вероятностей, математической статистики и другие.
В России финансовые вычисления были известны как
"коммерческая арифметика"[8] В курсе "коммерческой
арифметики" изучалась
техника процентных вычислений по процентным бумагам и акциям,
расчетов по векселям, давались методы дисконтирования и др.
В дореволюционной России эти вопросы изучались в средних
учебных заведениях. К примеру, в элементарной алгебре А.Н.
Глаголева включены вопросы учета капитала, ренты, вопросы
наследства и др.
В программе же современной школы, к сожалению, этим вопросам не
уделяется достаточного внимания, хотя в 40-х годах они изучались
в курсе арифметики
в пятых классах обычных школ.
Понятие рыночной экономики вынуждает обращаться с такими
понятиями, как "фьючерсы", "опционы",
"форфейтинговные
операции" и др.[7]. Все это предполагает обратиться к изучению
основ коммерческой арифметики уже в школе.
В зависимости от характера учебного заведения, возможны различные уровни
ознакомления учащихся с началами финансовой математики. Для обычной
средней школы
это может быть факультатив объемом 15-20 часов [6], а в техникумах
и колледжах, имеющих экономические отделения, полезно ввести в курс математики
вопросы коммерческой арифметики, чтобы при решении экономических задач не
возникали математические трудности. Это расширяет представление учащихся о математике
не только как об абстрактной науке о числах, но и как о науке,
удовлетворяющей практические потребности коммерции. Такой подход расширяет
кругозор
учащихся и иллюстрирует возможности применения математических методов
в новой для них области.
Цель данной статьи: напомнить забытое старое и дать
представление о некоторых методах финансовых вычислений с позиций элементарной
математики.
|